СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ: подготовка к проектированию гостиницы

  • Автор: Академия гостеприимства, апрель 2019

Проектированию здания гостиницы предшествует важный период — уяснение пожеланий заказчика, формирование образа гостиницы на основе портрета будущих гостей, определение конфигурации здания, номерного фонда и многое другое. Без четкого понимания заказчиком и исполнителем этих факторов невозможно создать полноценный проект

Прежде чем приступить к проектированию нового здания гостиницы или реорганизации существующего здания под номерной фонд я, как архитектор, предлагаю инвестору ответить на самый важный вопрос: «Для кого будет гостиница?» Этот вопрос определяет портрет гостя, его характер и цели визита в гостиницу. От главного человека — гостя, его рода занятий и деятельности, зависит вся сложная цепочка функциональных взаимосвязей, набор помещений, типология и технология номерного фонда и внутренней инфраструктуры, архитектурная концепция здания и дизайн интерьеров гостиницы. 

Каждый штрих в здании гостиницы влияет на восприятие клиента — и как следствие, на прибыльность. Поэтому будущая гостиница нуждается в детальной проработке всех нюансов внутренней планировки, логики организации пространства и выразительной привлекательности фасада.

На этапе подготовки к проектированию мы предлагаем инвестору провести экспертизу экономической целесообразности будущего объекта. С технико-экономическим обоснованием (ТЭО) инвестиционно-строительного проекта, маркетинговым анализом. Эти критерии оценят общие затраты, покажут экономическую выгодность проекта, срок его окупаемости, расходы на содержание, и снизят риски в случае неправильной оценки инвестором факторов рынка. И только в том случае, если оценка объекта будет положительна, можно приступать к разработке предварительной концепции.

После выбора типа, размера и назначения здания, можно определить его вместимость — количество гостей, которое возможно комфортабельно разместить на данной площади в зависимости от статуса гостиницы. В соответствии с существующими нормативными документами гостиницы классифицируются, исходя из количества спальных мест, на:
• мини (от 5 до 15 номеров);

• малые (от 16 до 50 номеров);

• средние (от 51 до 200 номеров);

• крупные (свыше 200 номеров).

После исследования территории под строительство и анализа района застройки определяется какому количеству звезд будет соответствовать гостиница. Рассчитывается общая вместимость здания и его раз- меры. Формируется представление о внутренней инфраструктуре, дополнительных функциях гостиницы (рестораны, бары, бильярдные, SPA- и спорт-комплексы, танцзалы, залы собраний и пр.). Составляется схема зонирования гостиницы. Выпускаются архитектурные, конструктивные и инженерные решения. Будущий дизайн закладывается совместно с разработкой инженерных решений, во многом предваряя их в части зон для посетителей, чтобы впоследствии у них был визуально привлекательный вид и удобство пользования.

Существует несколько типов планировок номерной части здания:

• прямоугольная;

• П-образная;

• крестообразная;

• радиальная.
Планировка может быть с коридорной или галерейной системой размещения номеров: с ориентацией на одну или две стороны здания. При сложной форме плана планировочное решение гостиницы может стать смешанным: с размещением номеров с двух сторон от административных и обслуживающих помещений. Сложная форма плана дает возможность увеличить число номеров и сократить расстояние от них до лиф- тов и лестниц. Чаще всего проектируют гостиницы с прямоугольной (к ним относятся и исторические здания) и усложненной формой плана.

На основе прямоугольных планов строят лаконичные высотные объемы зданий в форме параллелепипеда или близких к тому. Сложную форму плана при- меняют при строительстве комплекса зданий перемен- ной этажности высотой в 3–5 этажей, на гористом или сложном рельефе, что позволяет вписать объект в местное окружение и облегчить работы по его возведению. Важно учитывать, что при сложных формах плана не все номера будут находиться в одинаковых условиях: так, в номерах расположенных во внутренних углах здания, ухудшаются условия освещения, и воз- можно «просматривание» номеров из окон других помещений. Потому такие номера делаются либо сдвоенными (бОльшими по площади, чем остальные на этаже), либо в подобных местах устраиваются хозяйственные помещения. В планировочном решении гостиницы основным элементом жилого этажа является номер.


По практике весь номерной фонд можно подразделить на:
• однокомнатные номера на 1 человека;
• однокомнатные номе- ра типа «дубль», где можно быстро изменить вместимость номера в зависимости от спроса;
• одно-двухкомнатные номера на 3–4 человека;
• одно-двухкомнатные номера на 5 и более человек;
• номера с повышенным комфортом из 2 комнат и более (апартаменты, люкс).


Однокомнатные номера на одного или двух человек составляют около 70 % номерного фонда гостиницы. В городских гостиницах одноместные номера составляют до 80 % от номерного фонда. В курортных и туристических гостиницах в связи с большим количеством отдыхающих семей преобладают двухместные номера, и составляют от 75–100 % номеров гостиницы. В зависимости от статуса гостиницы по ГОСТ 28681.4- 95 в гостиницах «1 звезда» таких номеров — 64 %; «2 звезды» — 80 %, «3 и более звезд» — 100 %. Люксы и апартаменты должны составлять 5–8 % номеров.

Площадь номерного фонда, предусматриваемая современными СНиПами:
- однокомнатных одноместных номеров:
8 м2 — в гостиницах 1–2*
10 м2 — в гостиницах 3*
12–16 м2 — в гостиницах 4* 

14–18 м2 — в гостиницах 5*
- однокомнатных двухместных номеров:

12 м2 — в гостиницах 2*

14 м2 — в гостиницах 3*

14–20 м2 — в гостиницах 4*

16–25 м2 — в гостиницах 5*

Здания гостиниц могут различаться по многим признакам, но технологические условия допускают несколько возможных строительных решений, из которых по результату ТЭО можно выбрать наиболее целесообразное.

Похожие статьи

Спрос на гостиницы, расположенные в  курортных районах нашей страны, постоянно растет. Одна из причин – присоединение Крыма, благодаря которому  открылось новое направление для россиян,  активно поддерживаемое государством, вторая же – возросший интерес к отдыху на побережье у тех граждан, которые в силу своей профессиональной деятельности являются не выездными за границу.  

Не секрет, что цветовая гамма среды пребывания человека необыкновенно важна самых разных сторон нашей жизни. И при проектировании общественных пространств мы уделяем теме цветового решения много внимания

Новый Год – пожалуй единственный праздник, когда даже самые заядлые скептики начинают верить в волшебную зимнюю сказку и как в детстве ждать чуда. Знаменитые отели мира соревнуются друг с другом в создании для своих гостей этой сказки